Потенциал экспорта креативных индустрий
Алексей Шаталов, директор event&marketing агентства Secret Point. Дмитрий Ващенко, эксперт по вопросам построения и управления рекламным бизнесомЭксперты поделились мнением, что необходимо для успешного выхода на мировые рынки российских творческих продуктов - игр, шоу, медиа, развлечений, музыкантов, арта и т.п.?
Вопросы:
- Что относят к креативным индустриям?
- Как объяснить возникновение креативных индустрий?
- Чем российская креативная индустрия отличается от мировой?
- Какие прогнозы в развитии российских креативных индустрий можно дать: через 5 лет, через 15, через 30?
- Какие товары/услуги будут иметь наиболее быстрые темпы роста?
- Что необходимо для успешного выхода на мировые рынки российских творческих продуктов (игр, шоу, медиа, развлечений, музыкантов, арта и т.п)?
- Какие действия необходимы от государственной власти для поддержания экспорта креативных индустрий? Какие шаги были сделаны ранее?
1. Что относят к креативным индустриям?
Дмитрий Ващенко: Наш Мир, в котором живем мы все, и есть креатив. Дело в том, что человек постоянно придумывает что-то новое для себя: как выжить, как наладить отношения, как обмануть (в хорошем смысле), как достичь чего-то и т.д. Пример: бизнес – это тоже креатив, бизнесмен постоянно думает, как опередить конкурента, что нужно сделать, чтобы быть первым! Вывод: глобально всё творчески устроено, и мы живём в креативном мире!`
Алексей Шаталов: Креативные индустрии – сектор экономики, развивающийся преимущественно на идеях и технологиях. К креативным индустриям относят многие сферы жизни: это научно-исследовательская деятельность, дизайн, телевидение, музыка, разработка программного обеспечения и многие другие. Главная фишка креативных индустрий — сочетание творческого компонента и высоких технологий.
2. Как объяснить возникновение креативных индустрий?
Дмитрий Ващенко: Очень всё просто! Креатив зародился, как только неандерталец стал творить. Огонь, копье, топор, стрела, лук, одежда из кожи животных... Это история, но ее не стоит забывать, это начало творчества первобытных. Официально первое рекламное агентство открылось в 1786 году, но уверен, что и до этой даты были творческие люди, которые оказывали услуги креатива, но не подозревали об этом!
Алексей Шаталов: Впервые о креативных индустриях как о новом секторе экономики заговорили в Великобритании в конце 1990-х. Креативные индустрии объединяют далекие друг от друга культуры. Само понятие „креативность“ — это умение видеть неочевидные, далекие связи. Те, кто работает в культурных индустриях, продолжают культурное строительство, начатое задолго до них. Креатив — это создание ценности на том месте, где раньше была пустота.
3. Чем российская креативная индустрия отличается от мировой?
Дмитрий Ващенко: В России всегда думали и думают иначе, чем во всем Мире. У нас своя культура, которая накладывает свой бархатный отпечаток на творчество не только России, но и всего мира. Мы первые кто полетел в космос, а это техническое творчество наших ученых. Мы в космосе сейчас первые и остаемся, а это о многом говорит. Мы лидеры в атомном кораблестроении, у нас самый большой флот ледоколов, а это также творчество наших ученых. Вывод: мы первые были и остаемся, на нас ровняются уже многие страны мира, как на творческую Россию.
Алексей Шаталов: На мой взгляд, главное отличие российской креативной индустрии в том, что она в большинстве своем несет в себе мощный культурный код. В любом продукте в рамках креативных индустрий осознанно или неосознанно заложены отсылки к особенностям менталитета, географического положения и даже погодных условий. Таким образом и создаются уникальные вещи, которые в последствии становятся известны на весь мир.
4. Какие прогнозы в развитии российских креативных индустрий можно дать: через 5 лет, через 15, через 30?
Дмитрий Ващенко: Это очень интересный вопрос, я уверен, что изоляция от мира даст толчок России во всех индустриях без исключения! Мы будем развивать все, что связано с перемещением людей в нашей огромной стране. Мы будем осваивать мировой дальний космос, а это повлечет к развитию Российского творческого потенциала. Через 15-30 лет Россия будет мировым лидером во всех отраслях и на нас будут ровняться ВСЕ! Наше Российское творчество развивается своим путем, и так должно быть.
Алексей Шаталов: За последние годы прирост креативного рынка в России обеспечила реклама и информационные технологии. Сейчас развиваются и в будущем будут развиваться именно креативные технологии. Услуги событийного маркетинга, которым занимается наше event-агентство, также будут перспективны, создавая все больше новых гибридных форматов.
5. Какие товары/услуги будут иметь наиболее быстрые темпы роста?
Дмитрий Ващенко: В России должны развиваться направления товаров и услуг, которые помогают россиянину и не только быть творцом. Поясню. Не нужно заменять человека каким-то товаром. Нужно помогать человеку, чтобы он мог при помощи товара/услуги придумывать творческие решения для самореализации. Например: дом, который ты можешь построить сам, он автономен, независим от энергоресурсов, передвигается по звездному небу в любую погоду и время суток, и когда устареет, сам биоразложится под дождем.
Алексей Шаталов: Так же активно, как и сейчас, продолжат развиваться креативные индустрии в сфере медиакоммуникаций. Со временем всё больше привычных нам вещей будут либо гибридными с онлайн-средой, либо перейдут в онлайн целиком и полностью. Примером может быть игра Secret Point Game, которая благодаря технологиям может объединить людей по всей стране. Подобные форматы все больше будут популяризироваться.
6. Что необходимо для успешного выхода на мировые рынки российских творческих продуктов (игр, шоу, медиа, развлечений, музыкантов, арта и т.п)?
Дмитрий Ващенко: Мы должны показать всему миру, что мы всегда тем, кто с нами, протянем руку помощи в любой индустрии. Мы всегда поможем и покажем, как нужно делать те продукты, которые делают Мир творчески богатым. У нас есть такие примеры, Пушкин, Толстой, Рахманинов. Они сделали мир богатым через свое творчество, так и надо продолжать
Алексей Шаталов: Необходимо создать уникальную творческую комбинацию, которой до этого не было придумано. Важно идти в ногу со временем и следить за развитием современных технологий, чтобы иметь все возможности и ресурсы для активного продвижения своего продукта или услуги.
7. Какие действия необходимы от государственной власти для поддержания экспорта креативных индустрий? Какие шаги были сделаны ранее?
Дмитрий Ващенко: Принятие законов, которые защитят государство и позволят творчеству в России быть перспективной областью для развития человечества.
Алексей Шаталов: Креативность - свойство присущее в первую очередь гибким умам, которые могут найти выход из любой ситуации. Главное, что может сделать государство, это развивать сферу образования так, чтобы эти гибкие умы находились и развивались достойным образом. Вклад в свой народ должен начинаться с малого, чтобы в будущем каждое поколение было лучше предыдущего и продолжало непрерывное развитие.